Мастер-косторез Елена Мусина: «С детства любила делать что-то руками»
  • Главная
  • ГО.Медиа
  • ...

Мастер-косторез Елена Мусина: «С детства любила делать что-то руками»

24 ноября 2022

Рубрики:

КультураТворчествоЛюди
24 ноября 2022
Мастер-косторез Елена Мусина: «С детства любила делать что-то руками»

Елена Мусина — художник — мастер декоративно-прикладного искусства, преподаватель Норильского колледжа искусств, заведующая отделом «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В интервью порталу «Город Онлайн» северянка рассказала, почему увлеклась художественной резьбой по дереву и кости, как в её жизнь вошла преподавательская деятельность и почему она называет себя дудинчанкой, хотя уже более 10 лет живёт в Норильске.

Любимый дизайнер: Коко Шанель.

Любимые места в Норильске: начало Ленинского проспекта, вся улица Талнахская.

Немного о себе

 
Я родилась в посёлке Левинские Пески Дудинского района Красноярского края, это на левом берегу Енисея. Окончила Норильский колледж искусств (раньше это было музыкальное училище) по северному отделению декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в 1997 году. Затем заочно отучилась в Московском государственном университете культуры и искусств на отделении народного творчества.

С 1997-го работала в Таймырском Доме народного творчества в Дудинке главным специалистом по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. В 2008-м меня пригласили в Норильский колледж искусств на моё родное отделение, где по сегодняшний день я работаю преподавателем исполнительского мастерства по виду «Художественная резьба по кости», «Рисунок» и прочим предметам. Ещё я заведующая предметно-цикловой комиссии отделения «Декоративно-прикладное искусство».

2015 год.jpg

О творчестве с малых лет

 
Я с детства любила рисовать и делать что-то руками. Сначала шила наряды куклам, а в старших классах — одежду себе. Так как мне нравилось создавать, решила и дальше идти по творческому пути. Поступила в музыкальное училище на направление «Художественная резьба по дереву». Училась сначала этому, а когда устроилась на работу в Таймырский Дом народного творчества, стала осваивать резьбу по кости.

Перейти с дерева на кость было несложно — там те же формы. Разница только в том, что с костью ты в первую очередь работаешь специальным аппаратом — бормашиной, а уже потом руками. С деревом же весь процесс — это ручной труд.

3F6A7332.JPG

О материалах и техниках

 
Я работаю с такими материалами, как бивень мамонта, лосиные и оленьи рога, копыта оленя, кожа. В позапрошлом году попробовала резьбу по бараньему рогу, но он оказался слишком мягким. Иногда вышиваю, в том числе бисером и нитками.

Из всех моих занятий больше всего мне нравится резьба по кости.

3F6A0802.JPG

О сотрудничестве с брендом «Север»

 
В этом году я работала над принтами для коллаборационной коллекции «Север». За основу создания аксессуаров брала цветовую гамму нашей северной рыбы: голец и хариус. Сперва был голец и круглые пятна (круг в круге), потом — хариус и квадрат в квадрате. Я начинала с круглых украшений, затем перешла на вытянутые прямоугольные полые внутри. Позже решила трансформировать их и убрала с одной стороны стенку.

Получилась буква «С» — север. Так мне пришла идея делать украшения в виде цифр и букв, чем я и занимаюсь в данный момент.

О преподавании

 
Мне нравится работать с детьми, я легко нахожу с ними общий язык и делаю это уже почти 15-й год. Если бы меня что-то не устраивало, я бы, наверное, так долго не работала в колледже.

Общение со студентами — двусторонний процесс с отдачей. Ты передаёшь им свои знания, они их обрабатывают, что-то придумывают, а потом учат чему-то тебя.

Что касается трудностей в профессии, самым сложным периодом для меня было начало, когда я только осваивала преподавательскую деятельность. Сейчас преград практически не замечаю. Хотя всё зависит от ситуации: если студент плохо или вообще не понимает, что я рассказываю, приходится по нескольку раз ему объяснять.

Мои коллеги с большим стажем преподавания говорят, что с нашим поколением было легче работать, чем с нынешним. Мы были более благодарными, всё впитывали, у нас глаза горели. Сколько себя помню, мы всё время работали, работали. А современные дети — как бы это сказать, чтобы не обидеть никого, — ленивые. Но я бы не стала всех равнять под одну гребёнку.

У преподавателя несколько главных задач: давать знания, обучать делу и воспитывать.

https://load-strapi-uploads.hb.bizmrg.com/medium_18_7_8696a35262.jpg
https://load-strapi-uploads.hb.bizmrg.com/medium_10_15_de30bcf675.jpg
https://load-strapi-uploads.hb.bizmrg.com/medium_20_5_d84d37d039.jpg
https://load-strapi-uploads.hb.bizmrg.com/medium_16_9_895d5c2243.jpg
https://load-strapi-uploads.hb.bizmrg.com/medium_6_19_5171e0c9d7.jpg

Без воспитания никуда. И дисциплина должна быть, особенно в мастерских.

О планах и увлечениях

 
Я бы не сказала, что у меня есть грандиозные планы. Я хочу продолжать работать в проекте «Север» и преподавать в колледже. На что-то большее меня пока не хватает, потому что в колледже немало разных проектов, выставок, да и само преподавание забирает много времени и сил.

Если говорить о личных планах, продолжу заниматься направлением «Этно»: национальный орнамент, природа, стихии и так далее. Это близкая мне тема, ведь я представитель коренного малочисленного народа — наполовину долганка. В 2016 году у меня прошли две тематические выставки, и вот теперь я снова вернулась к этому направлению.

Когда работаю в теме «Этно» — отдыхаю.

Комплект «Звуки бубна» (колье, серьги, браслет) .jpg

Фото: Комплект «Звуки бубна» (колье, серьги, браслет)

Также мне бы хотелось освоить другие программы по графическому дизайну кроме CorelDRAW, которым я сейчас пользуюсь. Это направление я заново открыла для себя благодаря мастер-классу, организованному Агентством развития Норильска. До него я уже работала в графических редакторах, но давно. А тут вспомнила, как это делается, и захотела снова этим заниматься.

Про отношения с Севером

 
Я здесь родилась и выросла. Это моя родина, и мне всё нравится. На Таймыре я чувствую себя хорошо. Когда уезжаю на материк, не могу больше месяца находиться там, вне дома.

Я долгое время жила в Дудинке. И до сих пор, несмотря на то что с 2008 года нахожусь в Норильске, называю себя дудинчанкой.

Эти два города отличаются друг от друга. Дудинка — более размеренный, люди там медлительные. В Норильске народ подвижнее, всё в темпе. А я человек, который родился и вырос в посёлке, поэтому мне по душе спокойствие. Я всегда тянусь к природе, стараюсь чаще выбираться за город. Например, в августе обязательно выезжаю за ягодами и грибами.

Рекомендации

«Хотел сделать мир лучше»: история жизни и творчества норильского художника Ладо Сурмавы